Как сделать въезд на участок: варианты обустройства, фото интересных дизайнерских решений

Как использовать поверхностный дренаж в ландшафтном дизайне

Правильный почвенный дренаж большого или малого садового участка одновременно может стать и его украшением. Даже если глобальное осушение территории не требуется, поверхностные водостоки вокруг дома, отмостки, канавки – создаются обязательно. Для начала желательно сделать проект – схему того, как влага будет отводиться из почвы. Обычно вода просто собирается в канавки, траншеи, колодцы и сама покидает территорию.

drenazh-uchastka.jpg

Также для таких случаев можно соорудить засыпной дренаж.

Оформление зависит от:

  • стилистики сада;
  • наличия либо отсутствия канализации;
  • глубины залегания воды;
  • способа водоотведения;
  • расположения построек, крупных деревьев;
  • уклона рельефа.

Существует два варианта осушительных траншей. Сточные канавы, принимающие воду, поступающую сверху и уже собранную до этого, делаются с водонепроницаемыми стенками из бетона либо пластмассы.

drenazh-na-uchastke-sxema.jpg

Наиболее дешёвыми и простыми можно считать поверхностный дренаж и засыпной. Для глубинной или закрытой дренажной системы потребуются значительные расходы.

Дренажные конструкции призваны вбирать из грунта излишки влаги, потому их поверхности – водопроницаемы. Поверхностные системы водоотведения иногда создаются над глубинными дренажными трубами, как дополнительная мера в чрезмерно влажных областях.

При создании системы дренажа участка своими руками в первую очередь необходимо продумать её схему, определить наиболее низкое место на участке.

Любые траншеи допустимо декорировать, для этого используют:

  • декоративные решетки из металла либо пластика, специальные люки квадратной, круглой, прямоугольной формы (для канав, выполненных с применением готовых лотков);
  • природный камень – если канава сточная, элементы скрепляют цементным раствором, дренажная создается путем «сухой кладки»;
  • матрасы Рено – ближайший аналог габионов, представляющий собой сетки из металла, наполняемые камнями. Они укладываются под наклоном либо горизонтально. С их помощью не только оформляются дренажные траншеи, но и укрепляются осыпающиеся, легко размываемые водой склоны.

Совет: интересная дренажная система на участке создается с участием искусственного либо естественного пруда, ручьев, протекающих на территории. Важно, чтобы такие водоемы располагались ниже, чем дом и различные хозпостройки.

Въезд с твердым покрытием

На ровной площадке подготовительный этап по обустройству въезда с твердым покрытием чуть сложнее предыдущего варианта:

  • ширину корыта делают на 0.5 м больше ширины покрытия;
  • после утрамбовки дна рекомендуют стелить геомембрану (для предотвращения прорастания растений и разрушения дорожного пирога);unnamed-file.jpg
  • при выборе глубины канавы учитывают толщину дорожных одежд (за вычетом возвышения над уровнем земли).

В качестве твердого покрытия используют чаще всего такие материалы:

  • асфальтовую крошку;
  • монолитный железобетон;
  • дорожные плиты;
  • брусчатку.

Въезд с покрытием из асфальтовой крошки

5ce2f656d6775095927afb83.jpg

Для асфальтовой крошки во время подготовки дорожного корыта дно канавы профилируют, формируя небольшой уклон от оси к обочинам.

Затем обустраивают основание для покрытия:

  1. Насыпают слой песка толщиной до 10 см. Выравнивают по профилю дна, поливают и трамбуют.
  2. Устанавливают бордюры на подушку из бетона марки М200. Закрепляют цементно-песчаным раствором.
  3. Засыпают щебень крупной и средней фракции. Толщина слоя 20-25 см. Трамбуют, формируя профиль дороги.
  4. Обрабатывают верхний слой вяжущим материалом (битумом).
  5. Засыпают первый слой асфальтовой крошки. Разравнивают, трамбуют до расклинивания щебенки основания.
  6. Поливают поверхность первого слоя горячим битумом.
  7. Засыпают второй, выравнивающий слой. Прокатывают катком. Толщина выравнивающего слоя — не менее 3 см.

Общая толщина асфальтового покрытия: не менее 6 см для легковых машин, и не менее 8 см, если на участок будет заезжать транспортные средства тяжелее 2 тонн (большие внедорожники, микроавтобусы и грузовики).

Въезд из монолитного железобетона

В отличие от предыдущего варианта дорожное корыто устраивают без уклона от оси к обочинам. Затем работы проходят по следующей схеме:

  1. Засыпают песок, разравнивают, поливают и трамбуют.
  2. Засыпают слой щебня средней фракции. Толщина слоя 10-15 см. Выравнивают.
  3. Засыпают слой щебня мелкой фракции. Толщина слоя — до 5 см, но при расклинивании крупной фракции большая часть материала уйдет на заполнение пустот. Выравнивают и трамбуют.
  4. Ставят опалубку.
  5. Армируют.
  6. Заливают бетон, уплотняют и оставляют до набора распалубочной прочности (приблизительно 2-3 дня при нормальных условиях).
  7. Снимают опалубку.
  8. Устанавливают бордюры.
  9. Укрывают поверхность бетона. Периодически поливают до набора марочной прочности (в нормальных условиях общая продолжительность — 4 недели).

Как выбрать схему армирования и толщину бетона

Основная сложность обустройства монолитного железобетонного дорожного покрытия заключается в выборе схемы армирования, толщины плиты и марки бетона. Если все делать правильно, нужен расчет с учетом нагрузок. Но обычно поступают проще, выбирая один из двух способов:

  • «делают как у соседа»;
  • повторяют уже готовые решения, в которых это все рассчитано и учтено.

Читайте также:  Проекты сараев для дачи своими руками

Первый способ не всегда работает. Обычная практика сводится к тому, что слой бетона в 10 см армируют одной сеткой 200х200 мм, используя пруток диаметром 8-10 см. В качестве площадки или подъездной дороги для легкового автомобиля этого бывает вполне достаточно, но тяжелые машины при проезде могут продавить бетон.

Более надежный вариант — это «скопировать» конструкцию дорожной плиты, которая довольно подробно описана в нормативных документах.

А учитывая более легкие условия эксплуатации, эту конструкцию можно упростить (или облегчить).

Наиболее простой для копирования вариант — дорожная плита 1П18-15-10. У нее такие характеристики:

  • рассчитана на нагрузку до 10 тонн;
  • сделана из бетона В30 (М400);
  • толщина 160 мм;
  • используются две сварные сетки из арматуры класса AIII диаметром 10 мм (продольные стержни) и 8 мм (поперечные стержни);
  • размер ячейки сетки 310х240 мм;
  • сетки в каркас соединяются арматурой класса AI диаметром 10 мм.
  • межосевое расстояние между сетками — 55 мм;
  • расстояние от поверхности бетона до арматуры — 50 мм.

Первое, что можно упростить — заменить класс бетона на более легкий. Для въезда на участок вполне достаточно, если бетон будет класса В22.5, или марки М300 (для справки: такой же бетон используют в плитах для второстепенных дорог).

Второе упрощение — замена продольных стержней сеток на арматуру того же класса, но с диаметром 8 мм. Уменьшение класса прочности бетона и частичное облегчение армирующего каркаса приведет к уменьшению расчетной нагрузки, но не более чем в два раза. А если учесть, что сетки в этом случае связывают, а не сваривают, то такая плита выдержит автомобиль с общим весом не менее 5 тонн.

Можно ли уменьшить толщину бетона и провести армирование одной сеткой? В принципе можно, если уменьшить ячейку до размера 200х200 мм, а диаметр прутка увеличить до 12 мм (причем лучше использовать предварительно напряженную арматуру).

Но, с учетом расстояния от арматуры до поверхности бетона (5 см) и диаметров двух прутков сетки (2.5 см), толщина плиты будет равна 12.5 см. То есть, выигрыш незначителен. И надо понимать, что сопротивление на изгиб у одной сетки меньше, чем у каркаса из двух сеток, даже при условии соблюдения равенства удельной массы арматуры к общей массе железобетона.

Деформационные швы

Монолитные площадки, дороги и дорожки обязательно имеют деформационные швы.

У дорожных плит таких швов нет (не те размеры), а в полотне дороги они получаются естественным образом.

Обычно для монолитных покрытий деформационные швы совмещают с технологическими, и расстояния между ними принимают равным размеру захвата одной заливки. Поэтому на стадии монтажа опалубки и установки армирующего каркаса в местах швов закладывают рейки. Они должны:

  • находиться на уровне поверхности дороги с учетом формирования уклона для стока воды (эти же рейки используют в качестве маяков);
  • быть шириной 15-20 мм;
  • иметь высоту не менее 4 см (¼ от толщины бетона в 16 см);
  • быть на расстоянии друг от друга не более 4 м (25-кратная толщина бетона).

Поверхность плиты должна быть укрыта не позже четырех часов после заливки (для предотвращения обезвоживания бетона).

По истечении двух недель плиту раскрывают, извлекают из бетона рейки, а вместо них заливают битумную мастику, содержащую около 20% от объема минеральные наполнители (песок и отсев щебня).

Укрепление поверхности

В необработанном виде бетон «пылит» (не устойчив к истиранию). Самый простой способ — железнение (втирание в поверхность цемента). Сухое железнение проводят сразу после заливки бетона, мокрое — спустя две недели.

Еще один способ укрепления поверхности — топпинг (втирание смеси с добавками, увеличивающими сопротивление к истираемости). Всего применяют три вида добавок — кварцевые, корундовые и металлизированные. Самым распространенным является топпинг с использованием кварцевого песка. Его прочность достаточна для того, чтобы выдержать средние нагрузки, а стоимость сырья самая низкая.

Читайте также:  Сделай погреб на дачу своими руками!

Технология упрочнения поверхности следующая:

  1. Когда на поверхности образуется бетонное молочко, засыпают первую порцию смеси для топпинга (приблизительно 2/3);
  2. Равномерно распределяют смесь по всей поверхности;
  3. Когда смесь впитает влагу, начинают заглаживание, в процессе которого поверхность несколько раз смачивают водой;
  4. Когда получится однородная и ровная поверхность, наносят оставшиеся 1/3 сухой смеси для топпинга.
  5. Поверхность опять выравнивают и разглаживают, а когда она приобретет начальную твердость, начинают затирку.

Въезд из брусчатки

Есть разные схемы укладки брусчатки для въезда транспорта, но в любом случае дорожная брусчатка должна иметь высоту 70-80 мм. Наиболее надежная схема включает бетонную подготовку, как один из слоев основания.

Технология укладки брусчатки выглядит так:

  • Готовят дорожное корыто из уплотненного грунта. Формируют уклоны.
  • Засыпают слой среднезернистого песка толщиной от 20 до 40 см (зависит от характера грунта и предполагаемых нагрузок).
  • Заливают слой тощего бетона В7.5 (М100). Толщина слоя — 15-20 см.
  • Устанавливают бордюры.
  • Укладывают стяжку из цементно-песчаной смеси толщиной не менее 5 см.
  • На стяжку укладывают камни брусчатки, соблюдая предусмотренные изготовителем зазоры между отдельными элементами.
  • Засыпают швы сухой смесью из песка и цемента. Соотношение частей смеси: 6:1 для цемента М500 или 5:1 для цемента М400.

Въезд из дорожных плит

Вначале определяются с видом плит и их количеством, необходимым для устройства въезда на участок. Это могут быть и бывшие в употреблении плиты, прочность которых, как правило, вполне достаточная, чтобы выдерживать нагрузки от заезжающих на участок машин.

Затем разрабатывают проект, и в соответствии с ним проводят разметку и подготовку дорожного корыта.

Процесс укладки плит проходит так:

  1. Засыпают щебень средней и мелкой фракции слоем 10-15 см. Выравнивают и трамбуют.
  2. Засыпают карьерный песок. Выравнивают, трамбуют, проверяют ровность поверхности. При необходимости подсыпают и трамбуют песок до тех пор пока под трехметровой рейкой просветы в любой точке будут меньше 1 см.
  3. С помощью крана плиты укладывают встык друг с другом или с небольшим просветом. В последнем случае зазоры засыпают песком или смесью песка и цемента.

Недостатки, которыми обладает дренажная канава

Впрочем, имеются у данного метода организации дренажа и свои минусы. Например, канава обладает меньшей эффективностью в сравнении с линейной ливневой канализацией и даже с поверхностным линейным водоотводом.

Канава не отличается длительным сроком службы. Впрочем, если подойти к ее обустройству с умом и как следует укрепить – эти сроки продлятся в значительно степени. Но даже и при этом канава нуждается в регулярном обслуживании – восстановлении насыпи, прочистке и прочих ремонтных работах.

К тому же, дренажная канава может подпортить внешний вид участка. Но и здесь все во многом зависит от фантазии самого собственника. Есть примеры удачно вписанных в дизайн ландшафта водоотводных канав, прекрасно декорированных.

vodootvodnaya-kanava4.jpg

Канава  —  это длинный открытый водоотвод простейшего типа, выкопанный в грунте для сбора и отвода воды, которая скапливаются в результате выпадения большого количества осадков.

Чтобы не делать дренаж

Устройство дренажной системы — дорогостоящее мероприятие. Если есть возможность обойтись другими мерами, стоит сделать это. К другим мерам относятся следующие мероприятия:

  • Устройство ливневой канализации.
  • Устройство отмостки (для пучинистых грунтов желательна отмостка утепленная).
  • На участках с уклоном устройство нагорной канавы — ров достаточной глубины, которая находится на склоне выше чем дом. Из этой канавы вода отводится ниже участка, в сточную канаву, сбрасывается в овраг, речку, озеро и т.д.
    Чтобы края канавы не обсыпались, ее можно засадить влаголюбивыми растениями с мощной корневой системой
    drenag-uchastka-11.jpg
  • Гидроизоляция фундамента. Для устранения капиллярного подсоса влаги поверх готового фундамента укладывают несколько слоев гидроизоляционнго материала, для устранения проблем с сырыми стенами в подвале делают наружную гидроизоляцию фундамента (откапывают на всю глубину и обрабатывают гидроизоляционными материалами). Для большей надежности изнутри стены подвала и/или цокольного этажа обработать проникающей гидроизоляцией типа «Пенетрон».

Если после всех этих мероприятий ситуация вас не устраивает, имеет смысл делать дренажную систему.

Грядки для красоты и урожая

Обустройство грядок на даче, выполняемое дизайнерами Green Group, обеспечивает декоративную и практическую функции. Цветы радуют своими красками, а овощи и травы – натуральным вкусом.

Во время проектирования плана размещения грядок на участке наши дизайнеры уточняют направление и применение грядок. Цветочные клумбы оформляются исключительно в декоративных целях и являются главными украшениями территории. Привнося яркие краски, они позволяют выполнять обустройство маленького дачного домика. Располагают куртины перед местами отдыха или перед основным строением.

Плодородные грядки – овощные или с салатной зеленью, могут стать утилитарным украшением дачи.

Форма разбивки играет немаловажную роль, особенно когда посадки  используются в качестве зонирования участка.

  • огражденная низкая грядка, подразумевает клумбу либо мини-огород.
  • высокая куртина чаще оформляется, как место огороднических насаждений.
  • правильная геометрическая форма грядки, позволит разместить их максимально эффективно по отношению к выделенной площади.
  • в планах создания декоративного огорода или цветника, создается более кропотливая схема грядок. В таком случае они могут быть самой произвольной формы.

Не зависимо от выбора грядок или куртин, высаживаемые культуры –  исключительно выбор заказчика. Мы лишь корректируем его и подсказываем, что нужно выбирать в климатических условиях Санкт-Петербурга.

reservoir.jpg

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий