Содержание
Как использовать поверхностный дренаж в ландшафтном дизайне
Правильный почвенный дренаж большого или малого садового участка одновременно может стать и его украшением. Даже если глобальное осушение территории не требуется, поверхностные водостоки вокруг дома, отмостки, канавки – создаются обязательно. Для начала желательно сделать проект – схему того, как влага будет отводиться из почвы. Обычно вода просто собирается в канавки, траншеи, колодцы и сама покидает территорию.
Также для таких случаев можно соорудить засыпной дренаж.
Оформление зависит от:
- стилистики сада;
- наличия либо отсутствия канализации;
- глубины залегания воды;
- способа водоотведения;
- расположения построек, крупных деревьев;
- уклона рельефа.
Существует два варианта осушительных траншей. Сточные канавы, принимающие воду, поступающую сверху и уже собранную до этого, делаются с водонепроницаемыми стенками из бетона либо пластмассы.
Наиболее дешёвыми и простыми можно считать поверхностный дренаж и засыпной. Для глубинной или закрытой дренажной системы потребуются значительные расходы.
Дренажные конструкции призваны вбирать из грунта излишки влаги, потому их поверхности – водопроницаемы. Поверхностные системы водоотведения иногда создаются над глубинными дренажными трубами, как дополнительная мера в чрезмерно влажных областях.
При создании системы дренажа участка своими руками в первую очередь необходимо продумать её схему, определить наиболее низкое место на участке.
Любые траншеи допустимо декорировать, для этого используют:
- декоративные решетки из металла либо пластика, специальные люки квадратной, круглой, прямоугольной формы (для канав, выполненных с применением готовых лотков);
- природный камень – если канава сточная, элементы скрепляют цементным раствором, дренажная создается путем «сухой кладки»;
- матрасы Рено – ближайший аналог габионов, представляющий собой сетки из металла, наполняемые камнями. Они укладываются под наклоном либо горизонтально. С их помощью не только оформляются дренажные траншеи, но и укрепляются осыпающиеся, легко размываемые водой склоны.
Совет: интересная дренажная система на участке создается с участием искусственного либо естественного пруда, ручьев, протекающих на территории. Важно, чтобы такие водоемы располагались ниже, чем дом и различные хозпостройки.
Въезд с твердым покрытием
На ровной площадке подготовительный этап по обустройству въезда с твердым покрытием чуть сложнее предыдущего варианта:
- ширину корыта делают на 0.5 м больше ширины покрытия;
- после утрамбовки дна рекомендуют стелить геомембрану (для предотвращения прорастания растений и разрушения дорожного пирога);
- при выборе глубины канавы учитывают толщину дорожных одежд (за вычетом возвышения над уровнем земли).
В качестве твердого покрытия используют чаще всего такие материалы:
- асфальтовую крошку;
- монолитный железобетон;
- дорожные плиты;
- брусчатку.
Въезд с покрытием из асфальтовой крошки
Для асфальтовой крошки во время подготовки дорожного корыта дно канавы профилируют, формируя небольшой уклон от оси к обочинам.
Затем обустраивают основание для покрытия:
- Насыпают слой песка толщиной до 10 см. Выравнивают по профилю дна, поливают и трамбуют.
- Устанавливают бордюры на подушку из бетона марки М200. Закрепляют цементно-песчаным раствором.
- Засыпают щебень крупной и средней фракции. Толщина слоя 20-25 см. Трамбуют, формируя профиль дороги.
- Обрабатывают верхний слой вяжущим материалом (битумом).
- Засыпают первый слой асфальтовой крошки. Разравнивают, трамбуют до расклинивания щебенки основания.
- Поливают поверхность первого слоя горячим битумом.
- Засыпают второй, выравнивающий слой. Прокатывают катком. Толщина выравнивающего слоя — не менее 3 см.
Общая толщина асфальтового покрытия: не менее 6 см для легковых машин, и не менее 8 см, если на участок будет заезжать транспортные средства тяжелее 2 тонн (большие внедорожники, микроавтобусы и грузовики).
Въезд из монолитного железобетона
В отличие от предыдущего варианта дорожное корыто устраивают без уклона от оси к обочинам. Затем работы проходят по следующей схеме:
- Засыпают песок, разравнивают, поливают и трамбуют.
- Засыпают слой щебня средней фракции. Толщина слоя 10-15 см. Выравнивают.
- Засыпают слой щебня мелкой фракции. Толщина слоя — до 5 см, но при расклинивании крупной фракции большая часть материала уйдет на заполнение пустот. Выравнивают и трамбуют.
- Ставят опалубку.
- Армируют.
- Заливают бетон, уплотняют и оставляют до набора распалубочной прочности (приблизительно 2-3 дня при нормальных условиях).
- Снимают опалубку.
- Устанавливают бордюры.
- Укрывают поверхность бетона. Периодически поливают до набора марочной прочности (в нормальных условиях общая продолжительность — 4 недели).
Как выбрать схему армирования и толщину бетона
Основная сложность обустройства монолитного железобетонного дорожного покрытия заключается в выборе схемы армирования, толщины плиты и марки бетона. Если все делать правильно, нужен расчет с учетом нагрузок. Но обычно поступают проще, выбирая один из двух способов:
- «делают как у соседа»;
- повторяют уже готовые решения, в которых это все рассчитано и учтено.
Читайте также: Проекты сараев для дачи своими руками
Первый способ не всегда работает. Обычная практика сводится к тому, что слой бетона в 10 см армируют одной сеткой 200х200 мм, используя пруток диаметром 8-10 см. В качестве площадки или подъездной дороги для легкового автомобиля этого бывает вполне достаточно, но тяжелые машины при проезде могут продавить бетон.
Более надежный вариант — это «скопировать» конструкцию дорожной плиты, которая довольно подробно описана в нормативных документах.
А учитывая более легкие условия эксплуатации, эту конструкцию можно упростить (или облегчить).
Наиболее простой для копирования вариант — дорожная плита 1П18-15-10. У нее такие характеристики:
- рассчитана на нагрузку до 10 тонн;
- сделана из бетона В30 (М400);
- толщина 160 мм;
- используются две сварные сетки из арматуры класса AIII диаметром 10 мм (продольные стержни) и 8 мм (поперечные стержни);
- размер ячейки сетки 310х240 мм;
- сетки в каркас соединяются арматурой класса AI диаметром 10 мм.
- межосевое расстояние между сетками — 55 мм;
- расстояние от поверхности бетона до арматуры — 50 мм.
Первое, что можно упростить — заменить класс бетона на более легкий. Для въезда на участок вполне достаточно, если бетон будет класса В22.5, или марки М300 (для справки: такой же бетон используют в плитах для второстепенных дорог).
Второе упрощение — замена продольных стержней сеток на арматуру того же класса, но с диаметром 8 мм. Уменьшение класса прочности бетона и частичное облегчение армирующего каркаса приведет к уменьшению расчетной нагрузки, но не более чем в два раза. А если учесть, что сетки в этом случае связывают, а не сваривают, то такая плита выдержит автомобиль с общим весом не менее 5 тонн.
Можно ли уменьшить толщину бетона и провести армирование одной сеткой? В принципе можно, если уменьшить ячейку до размера 200х200 мм, а диаметр прутка увеличить до 12 мм (причем лучше использовать предварительно напряженную арматуру).
Но, с учетом расстояния от арматуры до поверхности бетона (5 см) и диаметров двух прутков сетки (2.5 см), толщина плиты будет равна 12.5 см. То есть, выигрыш незначителен. И надо понимать, что сопротивление на изгиб у одной сетки меньше, чем у каркаса из двух сеток, даже при условии соблюдения равенства удельной массы арматуры к общей массе железобетона.
Деформационные швы
Монолитные площадки, дороги и дорожки обязательно имеют деформационные швы.
У дорожных плит таких швов нет (не те размеры), а в полотне дороги они получаются естественным образом.
Обычно для монолитных покрытий деформационные швы совмещают с технологическими, и расстояния между ними принимают равным размеру захвата одной заливки. Поэтому на стадии монтажа опалубки и установки армирующего каркаса в местах швов закладывают рейки. Они должны:
- находиться на уровне поверхности дороги с учетом формирования уклона для стока воды (эти же рейки используют в качестве маяков);
- быть шириной 15-20 мм;
- иметь высоту не менее 4 см (¼ от толщины бетона в 16 см);
- быть на расстоянии друг от друга не более 4 м (25-кратная толщина бетона).
Поверхность плиты должна быть укрыта не позже четырех часов после заливки (для предотвращения обезвоживания бетона).
По истечении двух недель плиту раскрывают, извлекают из бетона рейки, а вместо них заливают битумную мастику, содержащую около 20% от объема минеральные наполнители (песок и отсев щебня).
Укрепление поверхности
В необработанном виде бетон «пылит» (не устойчив к истиранию). Самый простой способ — железнение (втирание в поверхность цемента). Сухое железнение проводят сразу после заливки бетона, мокрое — спустя две недели.
Еще один способ укрепления поверхности — топпинг (втирание смеси с добавками, увеличивающими сопротивление к истираемости). Всего применяют три вида добавок — кварцевые, корундовые и металлизированные. Самым распространенным является топпинг с использованием кварцевого песка. Его прочность достаточна для того, чтобы выдержать средние нагрузки, а стоимость сырья самая низкая.
Читайте также: Сделай погреб на дачу своими руками!
Технология упрочнения поверхности следующая:
- Когда на поверхности образуется бетонное молочко, засыпают первую порцию смеси для топпинга (приблизительно 2/3);
- Равномерно распределяют смесь по всей поверхности;
- Когда смесь впитает влагу, начинают заглаживание, в процессе которого поверхность несколько раз смачивают водой;
- Когда получится однородная и ровная поверхность, наносят оставшиеся 1/3 сухой смеси для топпинга.
- Поверхность опять выравнивают и разглаживают, а когда она приобретет начальную твердость, начинают затирку.
Въезд из брусчатки
Есть разные схемы укладки брусчатки для въезда транспорта, но в любом случае дорожная брусчатка должна иметь высоту 70-80 мм. Наиболее надежная схема включает бетонную подготовку, как один из слоев основания.
Технология укладки брусчатки выглядит так:
- Готовят дорожное корыто из уплотненного грунта. Формируют уклоны.
- Засыпают слой среднезернистого песка толщиной от 20 до 40 см (зависит от характера грунта и предполагаемых нагрузок).
- Заливают слой тощего бетона В7.5 (М100). Толщина слоя — 15-20 см.
- Устанавливают бордюры.
- Укладывают стяжку из цементно-песчаной смеси толщиной не менее 5 см.
- На стяжку укладывают камни брусчатки, соблюдая предусмотренные изготовителем зазоры между отдельными элементами.
- Засыпают швы сухой смесью из песка и цемента. Соотношение частей смеси: 6:1 для цемента М500 или 5:1 для цемента М400.
Въезд из дорожных плит
Вначале определяются с видом плит и их количеством, необходимым для устройства въезда на участок. Это могут быть и бывшие в употреблении плиты, прочность которых, как правило, вполне достаточная, чтобы выдерживать нагрузки от заезжающих на участок машин.
Затем разрабатывают проект, и в соответствии с ним проводят разметку и подготовку дорожного корыта.
Процесс укладки плит проходит так:
- Засыпают щебень средней и мелкой фракции слоем 10-15 см. Выравнивают и трамбуют.
- Засыпают карьерный песок. Выравнивают, трамбуют, проверяют ровность поверхности. При необходимости подсыпают и трамбуют песок до тех пор пока под трехметровой рейкой просветы в любой точке будут меньше 1 см.
- С помощью крана плиты укладывают встык друг с другом или с небольшим просветом. В последнем случае зазоры засыпают песком или смесью песка и цемента.
Недостатки, которыми обладает дренажная канава
Впрочем, имеются у данного метода организации дренажа и свои минусы. Например, канава обладает меньшей эффективностью в сравнении с линейной ливневой канализацией и даже с поверхностным линейным водоотводом.
Канава не отличается длительным сроком службы. Впрочем, если подойти к ее обустройству с умом и как следует укрепить – эти сроки продлятся в значительно степени. Но даже и при этом канава нуждается в регулярном обслуживании – восстановлении насыпи, прочистке и прочих ремонтных работах.
К тому же, дренажная канава может подпортить внешний вид участка. Но и здесь все во многом зависит от фантазии самого собственника. Есть примеры удачно вписанных в дизайн ландшафта водоотводных канав, прекрасно декорированных.
Канава — это длинный открытый водоотвод простейшего типа, выкопанный в грунте для сбора и отвода воды, которая скапливаются в результате выпадения большого количества осадков.
Чтобы не делать дренаж
Устройство дренажной системы — дорогостоящее мероприятие. Если есть возможность обойтись другими мерами, стоит сделать это. К другим мерам относятся следующие мероприятия:
- Устройство ливневой канализации.
- Устройство отмостки (для пучинистых грунтов желательна отмостка утепленная).
- На участках с уклоном устройство нагорной канавы — ров достаточной глубины, которая находится на склоне выше чем дом. Из этой канавы вода отводится ниже участка, в сточную канаву, сбрасывается в овраг, речку, озеро и т.д.
Чтобы края канавы не обсыпались, ее можно засадить влаголюбивыми растениями с мощной корневой системой - Гидроизоляция фундамента. Для устранения капиллярного подсоса влаги поверх готового фундамента укладывают несколько слоев гидроизоляционнго материала, для устранения проблем с сырыми стенами в подвале делают наружную гидроизоляцию фундамента (откапывают на всю глубину и обрабатывают гидроизоляционными материалами). Для большей надежности изнутри стены подвала и/или цокольного этажа обработать проникающей гидроизоляцией типа «Пенетрон».
Если после всех этих мероприятий ситуация вас не устраивает, имеет смысл делать дренажную систему.
Грядки для красоты и урожая
Обустройство грядок на даче, выполняемое дизайнерами Green Group, обеспечивает декоративную и практическую функции. Цветы радуют своими красками, а овощи и травы – натуральным вкусом.
Во время проектирования плана размещения грядок на участке наши дизайнеры уточняют направление и применение грядок. Цветочные клумбы оформляются исключительно в декоративных целях и являются главными украшениями территории. Привнося яркие краски, они позволяют выполнять обустройство маленького дачного домика. Располагают куртины перед местами отдыха или перед основным строением.
Плодородные грядки – овощные или с салатной зеленью, могут стать утилитарным украшением дачи.
Форма разбивки играет немаловажную роль, особенно когда посадки используются в качестве зонирования участка.
- огражденная низкая грядка, подразумевает клумбу либо мини-огород.
- высокая куртина чаще оформляется, как место огороднических насаждений.
- правильная геометрическая форма грядки, позволит разместить их максимально эффективно по отношению к выделенной площади.
- в планах создания декоративного огорода или цветника, создается более кропотливая схема грядок. В таком случае они могут быть самой произвольной формы.
Не зависимо от выбора грядок или куртин, высаживаемые культуры – исключительно выбор заказчика. Мы лишь корректируем его и подсказываем, что нужно выбирать в климатических условиях Санкт-Петербурга.