Автоматическая подпитка системы отопления: понятие, принцип работы, устройство и нюансы подключения

Для чего нужна подпитка СО

Несколько слов теории. Существует два типа отопительных систем:

  • с естественной циркуляцией теплоносителя по отопительному контуру.
  • с принудительным перемещением при помощи установленного циркуляционного насоса в отопление частного дома.

Нагретый теплогенератором теплоноситель циркулирует по контуру, проходя через радиаторы, в которых и отдает часть тепловой энергии в отапливаемые помещения. Только после этого, остывший теплоноситель возвращается в исходную точку – котельную установку. Далее цикл повторяется. Уменьшение объема теплоносителя грозит владельцу многими бедами, среди которых снижение КПД, выход из строя оборудования (вследствие перегрева) и завоздушивание системы.

Данный краткий теоретический экскурс был необходим для того, чтобы читатель имел представление о количестве отопительного оборудования, а значит и о местах его стыковки с магистральным трубопроводом.

Итак, какими же путями жидкость может покидать СО? Если речь идет об открытой отопительной системе, то основное место максимального испарения теплоносителя – это расширительный бак открытого типа. Кроме этого, уменьшение объема теплоносителя может происходить через:

  • места стыковки оборудования в виде микропротечек;
  • воздухоотводчик в виде пара;
  • предохранительный клапан, при сбросе излишнего давления;
  • краны Маевского на радиаторах, при удалении воздушных пробок.

Не стоит «сбрасывать со счетов» и слив части теплоносителя, связанный с профилактическими работами (чистка фильтров-грязевиков), ремонтом участка трубопровода или заменой оборудования. Есть и еще одна причина уменьшения объема теплоносителя – коррозия внутренних поверхностей стальных труб, которая приводит к утончению их стенок. В результате – увеличивается проходной диаметр трубы, а значит и ее объем.

Подытожив вышесказанное: Узел автоматической подпитки решает проблему недостатка объема теплоносителя при соблюдении расчетных значений давления в СО.

Существует несколько вариантов создания подпиточного узла. Наиболее распространенным является схема, на основе редукционного и обратного клапана собранная на байпасе.

shema_s_reduktsionnim_klapanom.jpgРаботает система так: когда давление в контуре падает ниже минимального, пружина редукционного клапана разжимается, открывая клапан. Он, в свою очередь, открывает проход для движения воды из водопровода.

Важно! Проблема в том, что данная система может работать исключительно в закрытых СО. В СО открытого типа, данная система работать не будет, так как в ней недостаточно давления для работы пружинного механизма редукционного клапана.

Самый простой вариант организации подпитки СО – это соединение водопровода с отопительным контуром через шаровый кран.

podklyuchenie_vodoprovoda.jpgПеред краном необходимо установить фильтр, задерживающий возможные механические загрязнения.

Совет: Чтобы теплоноситель не перетекал из отопительного контура в водопровод (при отсутствии в водопроводе давления и ненароком забытого открытым шарового крана) рекомендуем установить на питающий трубопровод подпиточного узла обратный клапан.

Гидроаккумулятор

В некоторых случаях давление в водопроводе частных домов может быть ниже, чем в сети обогрева. В такой ситуации редукционный клапан автоподпитки системы отопления при необходимости, конечно же, не сработает. Давления в водопроводе для отжатия мембраны просто-напросто не хватит.

В этом случае рядом с редукционным клапаном устанавливается гидроаккумулятор. С одной стороны этот элемент подключается к водопроводной трубе. В этом месте дополнительно устанавливается запорный вентиль долива. Снизу к гидроаккумулятору подключается специальный небольшой насос для нагнетания давления. Между таким оборудованием и накопительной емкостью монтируется запорный вентиль с обратным клапаном.

Как только насос получает сигнал от контролирующего электромагнитного устройства о падении давления в сети, он включается. В результате и происходит автоматическая подпитка системы отопления из водопровода. Как только давление в контуре достигнет нужных показателей, насос попросту отключается.

Основные элементы узла автоматической подпитки

Восполнять потери теплоносителя в системе отопления частного дома можно, конечно же, и вручную. Однако в больших загородных жилых зданиях такая процедура может быть достаточно утомительной и сложной технологически. Поэтому в таких домах чаще всего монтируются особые узлы, подающие воду в контур отопительной сети при падении в нем давления автоматически. Элементами конструкции таких приспособлений являются:

  • редукционный клапан;

  • обратный клапан;

  • фильтры водоочистки.

Как правильно монтируется линия подпитки?

В условиях частного домовладения, как правило, монтируется гравитационная отопительная система, поэтому конструктивной особенностью узла подпитки является обязательное наличие элементов, представленных:

  • краном шарового типа, задействованным в подаче воды из водопровода в контур отопительной системы;
  • очистным фильтром теплового носителя, представленного водой, для удаления основных загрязнений;
  • обратным клапаном, предотвращающим движение жидкости из контура отопления в систему водоснабжения.

Важно помнить, что горячая вода из отопительной системы не должна поступать в холодный трубопровод.

Читайте также:  Как правильно обвязать котел отопления для частного дома

Открытая и закрытая системы отопления: принцип заполнения

Открытая система оснащается расширительным бачком в своей верхней точке. Поверхность жидкости-теплоносителя в нем непосредственно соприкасается с атмосферным воздухом. Закрытая система оснащена мембранным расширительным бачком, герметически изолированным от атмосферы.

Отопительные системы любого типа можно заполнять следующим образом:

  • водопроводной водой, подаваемой в нижнюю точку системы – через подпиточный вентиль;
  • водой (дистиллированной) или антифризом, подавая жидкость из емкости (колодца, водоема):
  • наливом вручную и/или посредством насоса в верхнюю точку (штуцер под воздухоотводчик или через открытый расширительный бак);
  • закачиванием насосом через нижнюю точку – подпиточный вход.

Многим домовладельцам известен простейший (и наихудший!) способ заполнения открытых систем через расширительный бачок. Вода/антифриз заливаются внутрь с перерывами для выпускания воздуха. Повторять этот способ в закрытых системах, используя патрубки верхних воздухоотводчиков, не рекомендуется. Воздух, изначально заполняющий систему, проходит вверх через слой заливаемой воды, растворяясь в ней. Воздушные пробки, препятствующие току воды по трубам и радиаторам, будут вам гарантированы.

Тогда как заполнить систему отопления закрытого типа? Рекомендуемым способом заполнения любых систем отопления является подача жидкости под давлением (из водопровода или емкости посредством насоса) через нижний подпиточный вентиль.

2.jpg

Расположение узла подпитки системы отопления.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий